Секрет фирмы
"Черные списки" используются фирмами для отсева
сотрудников, которые могли бы стать источником неприятностей. Но далеко
не всегда базам данных "штрафников" можно доверять. К тому же сами эти
реестры, в принципе, могут стать проблемой для создающих их компаний.
Свалка компромата
Несколько лет назад, когда многие компании установили
в офисах "быстрый интернет", в cети тут же возникла масса конференций
со взаимными претензиями сотрудников различных фирм и их работодателей.
Много эмоциональных, не всегда убедительных и зачастую анонимных
обвинений встречается, в частности, на сайтах компании
"Евроменеджмент", Электротехнической корпорации, в некоторых
интернет-ресурсах. Плюс у таких списков один - публичность. Любой
посетитель подобных сайтов может написать жалобу.
Но для работодателей эффективность открытых дискуссий
практически равна нулю. "Это просто "базар",- считает Дмитрий Злобин,
руководитель департамента подбора персонала компании "Евроменеджмент".-
Кто-то кого-то обвиняет, не предъявляя никаких доказательств.
Большинство работодателей вообще не используют такие "черные списки"
при проверке потенциального сотрудника. Претендента проверяет служба
безопасности, мнения о работнике собираются через личные связи".
Представители Электротехнической корпорации также признают, что
публичные "черные списки" не представляют большой ценности для
руководителей: "Это лишь один из способов привлечения посетителей на
сайт".
Только для своих
Доступ к закрытым спискам недобросовестных
сотрудников (как для записи, так и для чтения), как правило, имеют лишь
члены отраслевых объединений работодателей. Поэтому содержащуюся в них
информацию принято считать достоверной.
Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и
хотельеров: "Мы не можем разбрасываться специалистами. Я сам брал таких
людей на работу" Подобные списки имеются, например, у Федерации
рестораторов и хотельеров (от английского hotelier - владелец отеля), а
также у Гильдии маркетологов, объединяющей специалистов по маркетингу
из производственных, торговых, сервисных компаний, преподавателей этой
дисциплины, исследователей и консультантов. У некоммерческого
партнерства "Совет промышленных предприятий вторичной цветной
металлургии", по словам представителей данной организации, "черные
списки" скоро появятся.
В зависимости от договоренности членов партнерства в
закрытые базы данных топ-менеджеры фирм могут заносить либо свой
персонал (как делают рестораторы), либо сотрудников других компаний,
работающих на рынке (так поступают маркетологи),- в случае серьезных
обоснованных претензий к их деятельности.
Например, у рестораторов список, называющийся
"Рекомендации с последнего места работы", разделен на четыре категории:
проблемы с алкоголем и наркотиками; воровство; тунеядство; нелояльное
отношение к фирме. В последнюю категорию попадают и люди с
недостаточной квалификацией, и те, после увольнения которых у
ресторатора возникли проблемы (например, неожиданный визит
представителей налоговых органов или людей из криминальной среды).
В специальной таблице перечислены фамилии, имена,
отчества "штрафников" с припиской, какой ресторан (или рестораны) плохо
отозвался об этом человеке. Сути претензий на сайте нет. Чтобы узнать
подробности, нужно связаться с указанным в списке предприятием или
запросить в Федерации рестораторов и хотельеров (ФРИО) историю
появления конкретного человека в "рекомендациях". Для включения нового
человека в список на сайте рестораторов и хотельеров требуется
официальное письмо с печатью и подписью руководителя компании с
детальным описанием того, когда и чем провинился тот или иной
сотрудник.
В Гильдии маркетологов процедура пополнения списка
еще сложнее. Претензия одного члена объединения к сотруднику другой
фирмы обсуждается на совете гильдии, где выслушиваются мнения обеих
сторон. Если совет решает, что конфликт нельзя разрешить мирным путем,
фамилию ответчика и название его компании заносят в "черный список".
Иногда инцидент завершается примирением уже после публикации на сайте -
тогда потерявшую актуальность запись убирают.
В ряде случаев, по отзывам участников соответствующих
рынков, "черные списки" оказываются достаточно полезными. "Конечно,
при приеме на работу мы для собственной подстраховки требуем предъявить
резюме и рекомендации,- говорит Владимир Павлов, владелец ресторанов
"Автограф", "Конкорд", "Печки-лавочки" и кафе "Монтероссо".- Но иногда
этого оказывается недостаточно. Скажем, приходит ко мне господин Х,
рекомендации которого подписал господин Y. Секретарь господина Y по
телефону отвечает, что начальника нет на месте или что с ним не велено
соединять. Возможно, X действительно хороший работник, для
подтверждения или опровержения этого мне потребуется время. А в нашем
бизнесе, при остром дефиците кадров, решения о приеме на работу
приходится принимать мгновенно".
Рестораторы утверждают, что "Рекомендации с
последнего места работы" не носят категоричного характера. "Это лишь
предупреждение коллег. Ты можешь не брать на работу человека, которого
занесли в список, а можешь и взять",- рассказывает Максим Привезенцев,
исполнительный директор ФРИО. Большинство попавших в реестр, как
правило, вновь трудоустраиваются в ресторанной индустрии. "В 2003 году
дефицит кадров в отрасли составил 20 тыс. поваров. Мы не можем
разбрасываться специалистами,- считает Игорь Бухаров, совладелец
ресторана "Ностальжи", президент ФРИО.- Я сам брал таких людей - речь
шла о проблемах с алкоголем - на работу. Предоставлял человеку
возможность реабилитироваться и наблюдал за ним для подстраховки".
В Гильдии маркетологов рассказывают, что "черные
списки" помогают регулировать конфликтные отношения на их рынке.
"Форс-мажорные ситуации возникают достаточно часто,- рассказывает
президент Гильдии Игорь Березин.- С появлением "черного списка" ошибки
стали исправляться быстрее. "Я доведу дело до конца, только не заносите
меня в базу",- такие просьбы становятся популярными".
У отраслевых списков немало минусов. С юридической точки зрения любой "черный список" не вполне законен.
"Сотрудник вправе требовать возмещения убытков"
Сергей Кукса, директор юридической фирмы "Бюро
трудового права": "Проблема корректного обмена информацией о деловых
качествах работников в законодательстве не решена. Честь, достоинство и
профессиональная репутация составляют "доброе имя" гражданина,
неприкосновенность которого Конституция Российской Федерации (ст. 23)
гарантирует каждому. Поэтому те, кто передает сведения о сотруднике в
"черный список", должны быть готовы к использованию этим работником
средств защиты, предусмотренных законом.
Допустим, информация о бывшем работнике, которую
работодатель передает членам своего "клуба", объективна, и в случае
спора предприниматель способен доказать это. Но в соответствии с
Трудовым кодексом РФ нельзя сообщать третьей стороне персональные
сведения (любую характеристику) работника без его согласия. Кроме того,
личные данные, по закону, не могут использоваться в целях причинения
гражданам имущественного и морального вреда, затруднения реализации их
прав и свобод. Целью же такого банка информации как раз и является
предотвращение повторного найма работника другим членом "клуба".
Если данные, переданные в "черный список", не
соответствуют действительности, то на основании ст. 152 Гражданского
кодекса РФ работник, в отношении которого распространили сведения,
порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с
опровержением самих сведений требовать возмещения убытков и морального
вреда. В дополнение к этому допустимо использовать другие общие
способы защиты. В частности, работник может в судебном порядке
потребовать пресечения действий, нарушающих его права или создающих
угрозу их нарушения,- то есть исключения сведений из списка или даже
запрещения публикации такого списка.
Если же работодатель заведомо знал, что передает
ложные данные, но сделал это с целью испортить репутацию работника, он
серьезно рискует оказаться привлеченным к уголовной ответственности за
клевету (ст. 129 Уголовного кодекса РФ). В особо тяжелых случаях дело
может дойти до ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения
свободы на срок до трех лет".
В отношении участников общедоступных интернет-форумов
предъявить иск затруднительно (самые резкие высказывания нередко
публикуются анонимно или под псевдонимом), но в случае закрытых баз
данных установить автора каждой записи не составляет труда. Хотя в
российской судебной практике разбирательств "очерненных" сотрудников с
работодателями пока еще не было, никто не застрахован от подобного
инцидента.
Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов: "С
появлением "черного списка" ошибки стали исправляться быстрее" Списки
недобросовестных сотрудников могут стать и средством сведения счетов.
По словам рестораторов, в их отрасли уже были ситуации, когда
"неугодным" сотрудникам угрожали внесением в список. Обычно в таких
случаях человек просто переходит работать в другой ресторан, объясняя
новому работодателю, что стал жертвой шантажа.
К тому же не всех провинившихся сотрудников
работодатели заносят в список. Кто-то не делает этого по принципиальным
соображениям ("у меня не может быть плохих работников"), кто-то просто
из-за нехватки времени.
Есть в концепции отраслевых списков и некоторое
внутреннее противоречие. Чтобы "проблемный" сотрудник с высокой
вероятностью попадал в базу данных, ее должны активно пополнять многие
работодатели (по словам Игоря Бухарова, Федерация рестораторов и
хотельеров к концу нынешнего года увеличится до 4 тыс. организаций). Но
по мере роста числа "допущенных" информация в базе данных может стать
менее достоверной - все больше приближаясь по стилю к публичным
интернет-конференциям.
Полная конфиденциальность
Самые закрытые "черные списки" - внутренние перечни
уволенных сотрудников в различных компаниях. Иногда туда заносят только
недобросовестных работников (так поступают на московском заводе
вторичных металлов и сплавов холдинга ВМС), а бывает, что абсолютно
всех, покинувших компанию (пример - компания "ИстЛайн").
В первом случае кадровики фирмы получают возможность
не повторять собственные ошибки и предупреждать ближайших партнеров по
бизнесу о "проблемных" людях. Сергей Решоткин, председатель совета
директоров Завода вторичных металлов и сплавов: ""Черные списки"
отдельных компаний закрыты. Но если мне позвонит партнер и попросит
высказать мнение о нашем бывшем работнике, а я, открыв список, увижу,
что сотрудник был пойман на воровстве, я не буду скрывать данный факт.
Более того, если я узнаю, что вора приняли на работу в другую фирму,
работающую на нашем рынке, я обязательно позвоню и предупрежу
руководство компании. О менее серьезных проступках (например, нарушении
трудовой дисциплины) я, скорее всего, сообщать не стану".
Что касается реестра всех уволившихся сотрудников, то
немногие фирмы признаются в ведении подобного учета. Но если человек,
покинувший компанию, по прошествии времени не может устроиться в нее
вновь, обычно это означает, что его занесли в "черный список" фирмы. "Я
работала ведущим специалистом в одной крупной московской компании,-
рассказывает одна из "пострадавших" от такой системы.- По семейным
обстоятельствам мне пришлось на несколько лет переехать в другой город.
По возвращении в столицу я попыталась устроиться на работу в "свою"
компанию. Была согласна и на должность поскромнее, чем ведущий
специалист. Но в отделе кадров мне дали понять, что даже уборщицей меня
не возьмут".
Евгения Варламова, начальник отдела оценки персонала
группы компаний "Ист Лайн": "Какой бы ни была причина увольнения
сотрудника, вернуться назад в "Ист Лайн" ему будет крайне сложно. Для
этого человеку придется доказать, что он обладает исключительной
квалификацией и принесет компании намного больше пользы, чем другие
возможные кандидаты на данную должность". Полезность такого вида
"черных списков" оценить трудно. Принцип "мы своим сотрудникам
предоставляем шанс лишь один раз" может привести к тому, что в компании
рано или поздно просто не останется хороших специалистов.