В экономическую жизнь нашей страны управленческий
учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных
на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде
управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса,
но и само его существование. Под воздействием различных объективных
факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием
и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает
потребность в его дроблении на множество юридических лиц, в
одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании
значительного количества структурных подразделений.
Как в этих условиях руководство подобных
предприятий (здесь предприятие понимается в широком смысле, как бизнес)
может знать всё обо всём, чтобы не ошибиться в принятии управленческих
решений? Задачу предоставления необходимой информации решает
управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой
деятельности предприятия, ориентированная на потребности высшего
руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой для
принятия стратегических и тактических управленческих решений.
Основной целью управленческого учёта является увеличение прибыли предприятия. При этом он решает следующие основные задачи:
-
обеспечивает руководство предприятия информацией о
том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из
неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений; -
показывает результаты работы отдельных направлений
(ими могут быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в
зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти
направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес; -
показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические лица; -
осуществляет контроль над издержками путём их учёта по видам и центрам затрат; -
накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определённом разрезе и выявляет общие тенденции; -
осуществляет планирование и контролирует выполнение
бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая
совокупность юридических лиц; -
ведёт оперативный учёт расчётов с отдельными контрагентами, взаиморасчётов между собственными юридическими лицами.
Отсюда следует важный вывод: Для эффективного ведения
управленческого учёта, который был бы в состоянии решать все эти
задачи, необходимо:
-
привлечение высококвалифицированных специалистов,
имеющих соответствующий опыт и сочетающих его со знаниями финансового
анализа, бухгалтерского учёта, системы налогообложения, международных
принципов финансового учёта, информатики; -
глубокое вовлечение руководства предприятия в
процесс ведения учёта и в процесс его постановки; обеспечение
руководством взаимодействия различных служб для предоставления
соответствующей информации в центр управленческого учёта; -
обеспечение специалистов всей необходимой
информацией, в частности самой конфиденциальной, так как при неполной
информации управленческий учёт теряет смысл; -
разработка специфической для каждого предприятия
методики, включающей параметры управленческого учёта (направления,
центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы отчётности,
процедуры получения информации; -
наличие компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для этих целей.
Здесь может возникнуть закономерный вопрос: зачем
идти на такие жертвы, если на каждом более или менее крупном предприятии
уже есть люди и структуры, отвечающие перед руководством за финансовое
состояние предприятия: бухгалтерия, финансовый директор, группа
финансового анализа, плановый отдел и тому подобное? Дело в том, что
управленческий учёт занимает особое место в финансовой системе бизнеса.
Существует три основных вида учёта, так или иначе
присутствующие на всех крупных предприятиях: бухгалтерский, налоговый и
управленческий. Они тесно связаны между собой, но каждый имеет свои
особенности. Так, бухгалтерский учёт действует в интересах сторонних
пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс, в принципе, не является
закрытым документом, а в случае с ОАО (открытые акционерные общества) он
даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные
органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского
учёта, обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами
являются ПБУ (Правила бухгалтерского учёта). А если предприятие
стремится выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять
свою отчётность и по правилам IAS (International Accounting Standards –
международные стандарты бухучёта) или GAAP (Generally Accepted
Accounting Principles – общепринятые принципы бухучёта, действующие в
США).
Налоговый учёт тесно связан с бухгалтерским, но
отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате
налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс,
Законы и Инструкции Госналогслужбы и других органов. К слову сказать,
проблема несовпадения налоговых и бухгалтерских норм является в
последнее время проблемой всех российских бухгалтеров, так как им
приходится составлять отчётность по бухгалтерским правилам, а начислять
налоги – по налоговым, в то время как расхождения между этими правилами
растут.
Бухгалтерский и налоговый виды учёта привязаны к
юридическим лицам. Однако бизнес может состоять как из одного, так и из
нескольких юридических лиц, когда владельцу бизнеса важно знать
результаты в разрезе именно совокупности предприятий. Кроме того,
специфика каждого отдельного бизнеса требует различных подходов к
финансовой информации. Например, руководству предприятия может быть
важно для принятия управленческих решений знать себестоимость
реализованной продукции по отдельным её видам, в то время как для
фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточно иметь общую цифру.
Таким образом, место управленческого учёта в
финансовой системе предприятия – совершенно особенное, и его постановка и
внедрение требуют других подходов и других специалистов, чем те,
которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.
|