От того, как вы вольетесь в коллектив, будет зависеть вся ваша
дальнейшая работа. Вот почему психологи советуют отнестись к первому
рабочему дню с особым вниманием.
Первое впечатление можно произвести только один раз, не так ли?
Согласно проведенному рекрутинговым агентством Penny Lane Personnel
исследованию, в адаптации новичка знакомство с коллегами играет
важнейшую роль – так считают 18% опрошенных.
В жизни журналистки Ирины был такой случай:
- Я искала работу. В один день у меня было назначено два
собеседования. При приеме на работу журналистов принято не только
говорить об опыте соискателя, но и давать ему тестовые задания – именно
они-то чаще всего и выполняются в общей редакции. В общем, за день я
была представлена сразу двум коллективам. В первом месте меня встретили
очень дружелюбно, предложили кофе и сказали обращаться, если что, с
вопросами. Вторая редакция состояла из трех девушек, которые на мое
появление никак не отреагировали и продолжили в матерных выражениях
обсуждать подробности личной жизни друг друга. Надо сказать, что я оба
раза надевала дежурную улыбку и совершенно одинаковыми методами пыталась
понравиться: задорно улыбалась, громко представлялась, хвалила офис и
само издание – все это в рамках разумного, разумеется. Взяли меня в
первое, "дружелюбное", место. Какой я из этого сделала вывод: на всех не
угодишь. Если мои манеры пришлись кстати в первой редакции, то во
второй стиль общения, видимо, принят другой – поэтому там я была, что
называется, "не ко двору".
В самом деле, если вы хотите сходу угадать, как приглянуться
коллегам, можно спросить об этом рекрутера, с которым у вас в любом
случае будет предварительный разговор. Поинтересуйтесь, какие отношения
приняты в коллективе, каков возраст сотрудников, есть ли дресс-код – все
это поможет вам изначально настроиться на нужную волну.
Однако, даже если рекрутер заявил, что в компании все обращаются друг
к другу на "ты", сходу "тыкать" всем подряд не стоит. Вы же знакомы с
элементарными нормами вежливости? Обращайтесь на "вы" даже к тем, кто
вас младше и по должности, и по возрасту – до тех пор, пока отношения не
наладятся до такой степени, что вы сможете спокойно перейти эту
границу. Или пока человек сам не попросит стать проще. Только не
переусердствуйте в своей вежливости, а то можно и ханжой прослыть.
Расставьте приоритеты
Но начинать знакомство с коллективом нужно все-таки заранее. В случае
Ирины не помешало бы познакомиться с работой издания еще на этапе
подготовки к собеседованию.
- Определитесь, что для вас важнее – сама работа или отношения с
новым коллективом? Ответ может оказаться не столь очевидным, как это
кажется на первый взгляд, - говорит тренер по бизнес-психологии
Маргарита Великанова. – Усидеть сразу на двух стульях все равно не
получится, нравиться и начальству, и коллегам, и работу при этом не
забывать выполнять – утопичная задача. Так что продумайте свою стратегию
заранее.
Не стоит сразу же принимать участие в офисных сплетнях (куда же без
них!), не обсуждайте одних коллег с другими. Даже мнение по рабочим
вопросам стоит пока придержать:
- Просто скажите, что пока еще вникаете в суть вопроса, поэтому не
хотите спешить с выводами, - советует Маргарита. – В общем, всеми силами
соблюдайте нейтралитет. Даже в случаях, когда вам очевидно, на чьей
стороне правда, все равно не поддавайтесь и стойте на своем "я выскажусь
позже". Объясняется это просто: вы пока еще не знаете, какое положение
занимают участвующие в спорах коллеги, какова расстановка сил в офисе и
какова предыстория вопроса. Так что не торопитесь.
Изучайте
На первых порах вам предстоит понять, какая система ценностей принята
в новом коллективе. Это еще одна причина не торопиться с высказываниями
и выводами.
Не стоит нахваливать начальника – есть риск заслужить репутацию подхалима.
Не лезьте в общую беседу со своими историями – может оказаться, что у
сотрудников другое чувство юмора, и вас опять-таки поймут неправильно.
- Займите выжидательную позицию. Впоследствии вы свое наверстаете. А пока – просто присмотритесь, - резюмирует Маргарита.
Но и совсем в крайности впадать тоже не стоит. А то получится как в истории, рассказанной Александром.
- Однажды к нам пришла новая бухгалтер. Она быстро со всеми
поздоровалась и уткнулась в компьютер. Вообще-то, у нас очень
расслабленная обстановка – можем и анекдоты вслух почитать, и радио
включить, и чаепитие совместное устроить. Но эта барышня возвела такую
стену, создала настолько неприступную атмосферу, что нам за себя даже
неловко стало – несколько дней мы стеснялись ее, анекдотов не читали,
радио не включали. Конечно, с тех пор мы уже вошли в предыдущий режим
работы, но та девушка так и не сработалась с нами, хотя, судя по ее
профилю в одной из социальных сетей, повеселиться она любит.
|