Сегодня частая смена работы перестала быть чем-то предосудительным. Наоборот, считается, что периодическая смена обстановки просто необходима. Однако вхождение в новый коллектив по-прежнему оценивается как момент весьма серьезный и волнительный. Как же нужно строить отношения в коллективе, чтобы адаптация на новом месте прошла менее болезненно?
Ирина ЧЕРВОВА,
менеджер по персоналу ЗАО «Фторопластовые технологии» (механическая обработка и производство фторопластовых изделий):
Когда человек приходит в новый коллектив, он не может знать, как
сложились отношения между сотрудниками… Поэтому лучший вариант на первых
порах – это соблюдение этикета и субординации в отношениях с коллегами и
руководством. Ведите себя ровно, оставайтесь самим собой, ведь в итоге
вам все равно не удастся скрыть ни своих недостатков, ни своих
достоинств, поэтому пусть коллеги стазу привыкают к вам такому, какой вы
есть на самом деле.
Не надо пытаться никому подражать, но в то же время не стоит навязывать
чего-то своего. Должно пройти время, чтобы коллеги оценили вас по
достоинству, убедились, что вы стоящий специалист, вот только после
этого и можно начать высказывать свои предложения по работе. А пока у
вас есть время, чтобы присмотреться к коллективу и оценить перспективы
профессионального роста.
Дарья ПАВЛОВА,
начальник отдела корпоративной политики и персонала ОАО
«Звезда-Энергетика» (комплексные энергетические решения, проектирование,
производство, строительство блочно-модульных и стационарных
электростанций):
Большинство крупных компаний разрабатывают программы адаптации новых
сотрудников, хотя универсальный рецепт предложить сложно. Многое зависит
от корпоративной культуры компании – принятого в ней стиля общения и
отношений между сотрудниками. Уточнить некоторые особенности организации
можно при приеме на работу у сотрудников отдела персонала.
Поинтересуйтесь у своего руководителя, к кому можно обратиться при
возникновении вопросов, например, бытового характера. Не пытайтесь
переделать себя, подстраиваясь под коллектив, а корректируйте свое
поведение и стиль общения под принятые здесь нормы. И помните: всякая
фальшь всегда заметна и только отдаляет вас от цели построения новых
рабочих отношений.
Александр ГАВРИН,
генеральный директор научно-технического центра «Российские технологии бизнеса»:
Процесс вхождения в новый коллектив – серьезный стресс для любого
человека. Оптимальный вариант здесь – еще в период прохождения
собеседования познакомиться с кем-нибудь из будущих коллег. Можно
заранее попросить показать ваше рабочее место, условия работы и в этот
момент завязать новый контакт. Когда вы придете в первый раз на новое
место, вы увидите как минимум одно знакомое лицо.
Думаю, лучше сторониться коллективов, в которых принято отмечать
вхождение в него – не исключено, что обстановка там будет направлена
явно не на ваш профессиональный рост.
Следует еще до вступления в должность досконально ознакомиться с кругом
своих задач, прав и обязанностей. Смоделируйте для себя свой первый
рабочий день. И если картина вашей будущей работы для вас ясна, то вам
предстоит «вливаться» не столько в коллектив, сколько в технологический
цикл нового предприятия.
Наталья ШАРКОВА,
заместитель начальника отдела кадров и обучения НПП «Буревестник», ОАО (производство рентгеновского оборудования):
Я считаю, что самое главное – не торопиться, а основательно
присмотреться к новому коллективу, понять, как здесь принято вести себя,
общаться – тогда будет проще выстроить собственную линию поведения. И
если она будет соответствовать утвердившимся в коллективе нормам, вас
скорее примут как своего.
Первое время не стоит резко высказывать свое мнение по любому поводу,
лучше вообще воздержаться от категоричных заявлений. Не спешите заводить
с кем-то дружбу, не присоединяйтесь ни к каким группировкам. Ведь в
коллективе могут быть различные «подводные течения», в которые новичка
могут втянуть поневоле, что на самом деле окажет ему в дальнейшем плохую
службу.
В течение первых недель, а может, и месяцев, нужно внимательно ко всему
присматриваться, стараться проявить себя, зарекомендовать добросовестным
и исполнительным сотрудником.
Соблюдайте основные правила – доброжелательность, корректность,
нейтралитет. Ну а если появятся вопросы – не стесняйтесь их задавать,
ведь все понимают, что даже хороший специалист может не знать всех
тонкостей производства.
Татьяна ПАНФИЛОВА,
менеджер по персоналу ЗАО «Строительное объединение «М-ИНДУСТРИЯ»:
Думаю, новичку следует первым идти на контакт с новыми коллегами –
поддерживать беседы на разные темы, ходить вместе на обед, на перекур.
Обычно к новым сотрудникам прикрепляют наставников, которые отвечают на
все их вопросы и помогают адаптироваться. Однако также можно обратиться
за разъяснениями и к коллегам. Только нужно знать, когда, кого и о чем
спрашивать, чтобы это не выглядело навязчивым, а вы не показались
дилетантом.
Вместе с тем не стоит сразу раскрываться самому, приобщаться к местным
сплетням. Внимательно присматривайтесь к вашим новым сослуживцам, ведь
вам предстоит решить, стоит ли им доверять, сможете ли вы в дальнейшем
стать друзьями. Хотя лично я считаю, что не стоит стремиться заводить
дружбу на работе, лучше оставаться просто коллегами.
Вообще в коллективе нужно вести себя ровно, дружелюбно, но не заискивающе, и тем более не смотреть на коллектив свысока.