Вопросы оценки персонала сегодня выходят на одну из приоритетных позиций в сфере управления персоналом в компании. Действительно, сейчас, как никогда раньше, становится острой проблемой...
Вопросы оценки персонала сегодня выходят на одну из приоритетных позиций в сфере управления персоналом в компании. Действительно, сейчас, как никогда раньше, становится острой проблемой дефицит квалифицированных специалистов и менеджеров, от которых напрямую зависит успех компании на рынке.
Но как подобрать того специалиста, который
действительно нужен, на определенную должность? Давать объявления в
газетах и на сайтах в Интернете? Обратиться в рекрутинговое агентство?
Искать среди завалов резюме?
Есть и альтернативное решение — вырастить необходимого специалиста
самим. Путем обучения, мотивирования и развития вы можете получить
именно тот результат, который ищите — лояльного и компетентного
сотрудника.
Но при таком подходе возникает еще один вопрос — как понять, «вырос»
ли уже сотрудник до необходимого уровня? Полагаться лишь на слова его
непосредственного руководителя — недостаточно объективно. Могут быть и
скрытые конфликты, и та же некомпетентность руководителя в подобных
вопросах.
В данной ситуации на выручку приходит такой инструмент HR-менеджера,
как оценка персонала. Если проводить оценку действительно качественно,
то это — процесс серьезный, требующий времени и предварительной
подготовки.
Обычно оценка персонала состоит из нескольких этапов. На первом,
подготовительном, разрабатываются необходимые документы (положение о
проведении оценки, анкеты и т. п.), формируется оценочная комиссия,
назначаются сроки. На втором этапе сотрудники заполняют специальные
анкеты-опросники, а их руководители пишут для них характеристику. Эти
документы анализируются комиссией и служат основой для проведения
собеседования. Третий этап — очное собеседование с комиссией, куда
имеет смысл включить и непосредственного руководителя проходящего
собеседование специалиста. По результатам оценки формируется
отчет-отзыв и рекомендации по дальнейшему развитию, обучению и
продвижению сотрудника.
Надо понимать, что оценка предназначена не для выявления служебных
несоответствий, а, в первую очередь, для того, чтобы понять, в какую
сторону имеет смысл развивать и продвигать сотрудника, оценить его
карьерные перспективы, степень эффективности действующей мотивационной
системы в компании и т. п. В некотором роде, оценивается вся система
управления и мотивации в компании.
Обратите внимание
В технологии проведения оценки персонала есть масса
«подводных камней». Первое, это неверный подход к процессу оценки у
высшего руководства. В данной ситуации авторитарный стиль «сказали —
надо, значит, надо» сработает в минус, вызовет сильную негативную
реакцию персонала. Понятно, мы не любим, когда нас оценивают. Да еще
страх и непонимание — зачем? HR-менеджер должен предварительно
объяснить людям все аспекты оценки, создать атмосферу
доброжелательности.
Второе — это профессионализм самого менеджера по персоналу. Зачастую
сложности вызывает разработка адекватной анкеты-опросника, проведение
собеседования с сотрудниками (т. к. оно значительно отличается от
собеседования при приеме на работу, с которым знакомы практически все
«персональщики»). В случае, когда собственными силами обойтись сложно,
лучше обратиться к профессионалам — на рынке действует достаточное
количество консалтинговых компаний, предлагающих, среди прочих, и
услуги оценки персонала.
В любом случае, для того, чтобы развивать компанию и добиваться
конкурентных преимуществ, необходимо четко понимать, какими ресурсами
вы обладаете. А как известно, нет более ценного ресурса, чем
человеческий.