Сложно ли нам принять решение, кому именно из
финальных кандидатов доверить ключевую позицию? Да! Лично для меня этот
вопрос не связан с оценкой профессиональных компетенций. Источников
получения информации об этом предостаточно, да и система оценки дает
минимальную погрешность. А вот как безошибочно оценить тот шлейф
личностных особенностей, которые накладывают большой отпечаток на модель
профессионального поведения сотрудника? Точнее, каким образом будет
новоиспеченный топ-менеджер использовать свой багаж знаний умений и
навыков?
Миф о лояльности
Если попросить руководителя (владельца, акционера) компании описать
идеального сотрудника, большинство скажет "лояльный". По мнению
большинства моих клиентов, лояльный — это преданный компании,
разделяющий ее ценности, тот, который интересы компании поставит выше
своих собственных. У меня всегда возникает вопрос, как кандидат, который
еще ни дня не проработал в компании, может быть к ней лояльным? Он
может быть лояльным к своему делу, своей профессии. Именно поэтому он
рассматривает предложения о вакансии, которые ему интересны с
профессиональной точки зрения. Описание задач для управленца важнее, чем
компания, в которой ему предстоит работать.
Но не просто же так, преданность сотрудников, облаченная в термин "
лояльность" важна нам. Где то зерно, та первопричина, нужная нам для
определения эффективного профессионала?
Копаю глубже. Прошу руководителя привести пример ключевого
сотрудника, которым он доволен. Описать, как он справляется с
обязанностями, как относится к подчиненным. Картина обретает ясные
очертания. Итак, идеальный сотрудник. Ответственный, не склонный
подставлять других, в том числе и подчиненных. Доброжелательный.
Способный признавать свои ошибки и спокойно относиться к критике.
Спокойно — не значит не реагировать, а относиться к ней как к деловой
информации, которая позволит улучшить работу. Тот, кто не ищет
оправданий, а ищет способы достижения цели. Помните фразу из фильма
"Москва слезам не верит": "Меня не интересует, почему "нет", меня
интересует, что Вы сделали, чтобы было "да"?" Наверняка, любой из нас,
как героиня фильма, взял бы себе в замы человека, который не обвинял
"стечение обстоятельств", а шел "через тернии к звездам".
В каждой компании найдется и противоположный тип. Например,
сотрудница, которая постоянно говорит, как ей не везет в жизни — муж
неудачник, любовник скряга, а руководитель слишком высокомерен, чтобы
заметить ее таланты и повысить в должности… Причем, с помощью каких
средств и как именно это преподносится, напрямую зависит от интеллекта
(IQ и EQ). Как это влияет на производительность труда, спросите вы? Если
забыть про социограмму Джекоба Морено, то остаются банальные грабли. Те
самые грабли, на которые снова и снова наступает неидеальный сотрудник.
Ошибаясь, он считает, что виной тому внешние обстоятельства, на которые
он не может влиять. Ну не повезло ему в очередной раз! Не получилось!
Психологическая подоплека
У психологов все разложено по полочкам, точнее по типам личности.
Главное — определить шкаф, в котором эти самые полочки находятся. Шкаф,
т. е. критерии типологии. В данном случае, склонность человека
приписывать ответственность за все происходящие в жизни либо собственным
способностям и усилиям (полочка № 1 — внутренний локус контроля, "Я
отвечаю за себя и за свои действия"), либо внешним силам (полочка № 2 —
внешний локус контроля, "Это все они. Что я могу сделать?").
Описание идеального сотрудника соответствует типу с внутренним
локусом контроля (интерналы). Многочисленными исследованиями доказано,
что люди-интерналы уверены в себе, последовательны и настойчивы в
достижении поставленной цели. Поскольку им свойственно принимать на себя
ответственность за результат своей деятельности, они независимы и
самодостаточны. У окружающих они вызывают доверие, и во многом,
благодаря этому обстоятельству, эффективно работают в команде. Люди с
внешним локусом контроля (экстерналы) неуравновешенны, проявляют
подозрительность, тревожность и агрессивность. Добиться успеха в
профессиональной карьере им сложнее.
Итак, может быть руководители, говоря о лояльности будущих
сотрудников, подразумевают интернальность, т. е. наличие у него
внутреннего локуса контроля? Возможно ли, что преданность конгруэнтна
ответственности за свое профессиональное дело? Если это действительно
так, то остается подобрать инструменты оценки интернальности, правильно
проинтерпретировать результаты и получить в команду идеального
сотрудника!
Инструменты оценки идеального сотрудника
Как определить локус контроля? Во-первых, на интервью.
Идеальный сотрудник никогда не ругает прежнего работодателя и
сослуживцев, не находится в состоянии обиды на кого бы то ни было. Может
уверенно и искренне сказать о своих чувствах и переживаниях ("Я
волнуюсь", "Мне приятно это слышать"). Не будет то и дело спрашивать
интервьюера "А почему Вы это спросили? Я Вам что, не подхожу?",
поскольку не тревожен и не подозрителен. Не проявляет агрессию, даже
если Вы задали провокационный вопрос. Имеет хорошее чувство юмора.
Способен рефлексировать. Любая неудача для него — не шаг назад, а шаг
вперед. Строит отношения с другими людьми по принципу уважения чужих
прав и индивидуальности. А потому не высказывает претензии, если кто-то
не делает так, как он хочет. Наиболее точно сказал об этом основатель
гештальтпсихологии Ф. Перлз: "Я делаю свое дело, а ты делаешь свое. Я в
этом мире, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты в
этом мире, не для того, чтобы соответствовать моим. Ты — это ты, а я —
этот я. Если мы встретимся — это прекрасно, а если нет, то этому нельзя
помочь".
Во-вторых, проверьте рекомендации. Поговорите с его бывшими
работодателями и сослуживцами о том, были ли конфликтные ситуации с
участием нашего героя и как он из них выходил.
В-третьих, если вы хотите узнать конкретную цифру проявления его интернальности-экстернальности, используйте тест Дж.Роттера.
И, в-четвертых, исключительно для психологических гурманов.
Не вдаваясь глубоко в психоанализ, напомню, что одной из причин
формирования типа личности является среда, в которой развивается
человек. Проекция своих ранних переживаний на профессиональную карьеру
может быть тем маркером, который укажет нам на тип личности. Важно
правильно их считать и проинтерпретировать.
Как-то проходя обучение на тренинге по гештальттерапии, я участвовала
в одной игре. Нужно было вспомнить своего любимого сказочного героя из
детства, войти в его образ, и сказать, что он делает. В нашем кругу были
Золушка, которая "страдает", Спящая принцесса, которые "ждет принца",
Кот в сапогах, который "решает любую проблему", Белоснежка, которая
"всегда готова помочь семи гномам" … Самым сильным в этой игре был
кульминационный момент, когда необходимо было к произнесенному за
любимого героя глаголу добавить фразу "и это моя жизнь".
Оказалось, что "сказка ложь, да в ней намек"… на жизненный сценарий
человека. Такой сценарий как виртуальная линия жизненного пути,
определяет наши склонности, мотивы, цели, привычки. Иногда поговорить о
детских любимых сказках — совсем не пустая трата времени. Не забывайте
только, что любимый герой — это не диагноз, а информация к размышлению.