Извиниться в рабочей ситуации бывает трудно, потому что это
часто воспринимают как признание слабости. На самом же деле вовремя и
правильно принесенное извинение способно сделать вас сильным в глазах
других и улучшить вашу репутацию.
Некоторые считают, что извинение — знак слабости, признание
проступка, а значит, оно может повредить карьере", — говорит психолог
Бен Уильямс. "Но верно противоположное утверждение: извинение — признак
огромной силы и уверенности в себе. На ошибках учатся, поэтому важно их
признавать, — объясняет Вирджиния Мерритт из Stanton Marris,
консалтинговой компании по стратегическому лидерству. — Попросить
прощения за неправильное решение — значит продемонстрировать настоящие
лидерские качества. Это требует смелости и делает лидера более
человечным в глазах окружающих".
Как правильно попросить прощения? "Важно, чтобы вы действительно
имели в виду то, что говорите. Если этого нет, то нет смысла
извиняться", — утверждает Уильям Хенсон, консультант по этикету.
По мнению Уильямса, извинение следует структурировать: "Если вам
нужно объяснить случившееся, то с этого и начните. Иначе все будет
звучать так, будто вы оправдываетесь. Используйте местоимение "я”, а не
"вы”. "Мне жаль, что я опоздал” вместо "Трудно добраться на вашу встречу
вовремя”. Предотвратите негативную реакцию фразами типа: "Я знаю, что
вы расстроены. Я ничего плохого не имел в виду”. Будьте внимательны,
используйте язык тела, демонстрируя, что вы прислушиваетесь к
собеседнику".
Для публичного извинения Мерритт рекомендует стратегию изложения
фактов. "Я видела лидера, который рассказывал о посетившем его озарении —
о том, как он понял, что именно сделал неправильно. Это произвело
огромное впечатление на аудиторию, — рассказывает она и добавляет, что
любое извинение должно подкрепляться действием: — Если проступок связан с
вашим поведением, а не мировоззрением, то надо сделать над собой усилие
и измениться, а потом выяснить, что думают теперь о вас другие.
Недостаточно извиниться только на словах".
Если вы не уверены в том, что делаете, посоветуйтесь сначала с
друзьями или коллегой, которому верите. Но убедитесь в том, что
излагаете ситуацию нейтрально: выставляя себя в совсем уж выгодном
свете, вы получите не слишком ценные комментарии.
"Вы должны понять, что не всякое объяснение звучит как извинение,
потому что другой человек может почувствовать, что вы неискренни", —
говорит Уильямс.
Мерритт предупреждает: если вы лидер, вам может быть трудно
извиняться за коллективные решения. Иногда вы и вовсе можете счесть
такое поведение неверным. "Но надо попросить прощения. Именно такого
поведения ждут от лидера. А попытки спрятаться за команду будут
восприняты как способ уйти от ответственности", — говорит она.
Хенсон утверждает, что, несмотря на мучительность процесса, извинение
зачастую самый легкий путь к разрешению ситуации. "Может быть, коллега,
которому вам нужно принести извинения, кажется вам чрезмерно
чувствительным, но с точки зрения вашей собственной производительности и
атмосферы на работе лучше быть в хороших отношениях со всеми", —
поясняет он.
"Если же человек не принял ваши извинения, вы ничего сделать не
можете, но по крайней мере вы знаете, что попытались, а это
психологический плюс", — заключает Хенсон.
|