Если еще 4 года назад Украина занимала 55 место в мире по качеству
высшего образования, то в этом году – 72. По качеству обучения на
рабочем месте Украина опустилась с 83 на 103 позицию, пишет "ДЕЛО".
Развитие образования в Украине происходит не по качественному, а по
количественному признаку. Согласно рейтингу глобальной
конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Украина входит в
первую двадцатку стран по распространению высшего и среднего
образования. По количеству людей с высшим образованием Украина занимает
8-е место с 142 стран мира.
При этом по качеству образования Украина находится "в хвосте". В
частности, по качеству высшего образования мы на 83 месте, а по качеству
профессионального обучения – на 103 месте.
По данным экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), в Украине
чрезвычайно низкое качество преподавания менеджмента, что крайне важно
для экономического процветания государства. Уровень украинских
бизнес-школ не отвечает международным стандартам. Руководители
украинских компаний, которые брали участие в опросе ВЭФ, оценили
качество преподавания в отечественных бизнес-школах в 2,97 из 7 баллов. В
среднем по миру этот показатель составляет 4,18 баллов.
По уровню преподавания математики и естественных наук Украина находится на 70 месте с 142 стран, на уровне Зимбабве и Кении.
Эксперты фонда "Эффективное управление" называют несколько ключевых причин сложившейся ситуации в сфере образования.
Во-первых, неэффективность использования государственных средств.
Украина тратить на образование около 7% ВВП, что является неплохим
показателем (в ЕС-27 образование финансируется на уровне 5,07%). Однако
более 70% выделенных денег направляется на выплату зарплаты и уплату
коммунальных услуг. Денег на внедрение инноваций в образовании
практически нет.
Вторая причина – бюрократия. Для того, чтобы изменить учебный план
либо внедрить какие-то изменения, нужно получить кучу лицензий и
одобрений, что очень усложняет развитие сферы образования, открытия
частных учебных заведений.
Не стоит забывать и о таком важном факторе как недостатки
планирования в сфере профессионально-технического и высшего образования.
Учебные заведения пытаются увеличить количество студентов и сохранить
преподавательский состав, чтобы получить максимальное финансирование. В
результате мы получаем выпускников не тех специальностей, в которых
нуждается рынок труда, а специалистов с устарелыми знаниями и навыками,
которые не отвечают современным реалиям.
Частично, это происходит потому, что учебные заведения получают
госфинансирование в зависимости от количества студентов, а не от
качества полученных ими знаний.
|