Джим Коллинз в своей книге "От хорошего к великому" отметил, что
видение и стратегия компании сами по себе не так важны, как опытная
команда. Нанять и удержать ключевых менеджеров — нелегкая задача.
Ирина Кондратова, исполнительный директор Kelly Services CIS:
Конечно, "предложения, от которых не отказываются", были и будут, но
если руководитель компании держит руку на пульсе и знает рынок, то ему
проще сохранять и мотивировать ключевых исполнителей. Некоторые наши
клиенты рассказывали, что в "послекризисный" период отмечали повышение
лояльности сотрудников — они видели, что в кризис компания не проводила
массовой "оптимизации персонала", предлагала работникам новые проекты и
инициативы. И, оценив это, уже в стабильных условиях отказывались от
чуть более выгодных предложений, доверяя своему нынешнему работодателю.
В сентябре этого года мы провели исследование "Мотивация персонала",
результаты которого показывают: большинство сотрудников приходят в
компанию за зарплатой и карьерой, а уходит из-за рутины и плохого
руководства. Только один из десяти наших респондентов отвечал, что лучше
всего на работу влияет регулярная индексация зарплаты. Основными же
мотиваторами сотрудники считают высокую оценку результатов труда,
этичное поведение коллег и руководства и интересные задачи.
Инна Кузнецова, вице-президент IBM Corporation:
Как банально это ни звучит, но к вопросам мотивации надо подходить
индивидуально. Для людей, нацеленных на построение административной
карьеры, хорошим поощрением станут дополнительные обязанности или
руководство отделом. Для тех, кто стремится стать экспертом в своей
области, очень важен доступ к новым технологиям. А для людей, которые
относятся к работе как средству заработка и стремятся как можно больше
времени посвящать, например, искусству, спорту или семье, лучший
мотиватор – повышение зарплаты.
Адекватная компенсация и уважительное отношение на работе — вещи
важные, но скорее базовые: их отсутствие может стать причиной ухода, но
их наличие не удержит сотрудника на неинтересной работе. Известно, что
люди "приходят на работу, а уходят от руководителя". Плохие отношения с
прямым начальником, отсутствие доверия, неприятный стиль руководства —
среди самых распространенных причин ухода. Мы повышаем сотрудников за
умение хорошо писать код или сводить балансы, не задумываясь о том,
умеют ли они варьировать стиль руководства в команде, мотивировать
подчиненных, давать негативные отзывы в вежливой форме.
В IBM мы часто используем менторские программы. Важно, чтобы ментором
стал человек, ставящий перед собой сходные карьерные цели. Желательно,
чтобы ментор находился вне прямой ветки подчинения, пользовался доверием
и мог помочь разобраться в целом ряде вопросов, от сугубо
профессиональных до личных.
Другая практика, которую мы успешно используем не только за рубежом,
но и в российском отделении, — это возможность "побыть тенью", т. е.
провести день со старшим руководителем, присутствуя на всех его
встречах, наблюдая, какие вопросы приходится решать, как распределяется
время и принимаются решения.
Очень распространены различные анонимные опросы, дающие возможность
"заглянуть" в то, как воспринимаются сотрудниками действия
руководителей, исправить что-то в своем стиле, оценить климат в
организации — а значит, увеличить мотивацию. Кроме того, хорошо помнить о
том, что люди выдыхаются: чтобы работа вызывала интерес и волнение, ее
периодически надо менять.
Александр Бахман, директор компании admitad GmbH:
Ни одно высшее учебное заведение России не готовит специалистов в
области лидогенерции, поэтому знания, которые мы даем нашим сотрудникам
(admitad — партнерская программа с оплатой за конкретное действие
пользователя, — ред.) — один из главных мотиваторов, побуждающих
работать с нами. В Европе руководство компаний стремится к целостному
развитию сотрудника, поддерживая его интересы и помогая в их реализации.
В России большинство компаний работают по принципу кнута и пряника,
причем в роли пряника выступают либо деньги, либо корпоративные
"посиделки". Главные мотиваторы здесь — это статусность занимаемой
должности и деньги, поэтому мы четко привязываем оплату труда
сотрудников к их результатам.
Светлана Круглова, старший менеджер по управлению персоналом компании PwC:
Зарплата — один из главных мотиваторов для сотрудника. Если в
компании материальная мотивация основная, надо помнить несколько правил.
Во-первых, зарплата повышается с опытом, но не так значительно, как при
переходе на новую позицию. Во-вторых, "13-я зарплата" не имеет
мотивационного эффекта и воспринимается "как должное", поэтому все
больше компаний привязывают выплату премий к достижению определенных
результатов и/или к итогам ежегодной или ежеквартальной оценки. Для
достижения мотивационного эффекта премии для самых результативных
работников должны серьезно превышать средний уровень премий для
остальных сотрудников.
В-третьих, чем выше сотрудник стоит на карьерной лестнице, тем больше
веса имеет переменная часть в структуре его вознаграждения. Премии
руководителей в значительной степени зависят от общекорпоративных
результатов, в то время как премии рядовых сотрудников — от личных.
В-четвертых, для стимулирования работы на крупных и сложных проектах
предусматривают отдельные бюджеты на проектную мотивацию. Для этого
создается специальная комиссия и прописываются условия выплаты проектных
бонусов.
В-пятых, для вознаграждения за особые заслуги, выдающиеся результаты
работы, успешные инициативы компании должны создавать специальные
резервы для выплаты единовременных премий. Критерии "особых заслуг"
должны быть четко сформулированы.
В-шестых, существуют долгосрочные планы вознаграждения (опционы,
отложенные бонусы), направленные на мотивацию достижения стратегических
целей (сроком, например, на три года) и удержание ключевых сотрудников —
чаще всего руководителей высшего звена.
Также не могу не напомнить о важности нематериальной мотивации. На
одном из наших недавних тренингов нам выдали два десятка карточек с
различными мотивационными утверждениями, включающими и аспекты денежного
вознаграждения, и попросили выбрать самую важную. Практически все
участники тренинга выбрали одну и ту же карточку: "Я чувствую, что в
компании меня ценят и дорожат мной".
|