Почему нельзя брать на работу звезд, и чем хороши фрики и новички?
Древнекитайский полководец и военный теоретик Сунь-Цзы в своем
трактате "Искусство войны" говорил, что в армию надо набирать людей
четырех категорий: умных, смелых, жадных и глупых. Умные и смелые хороши
в бою. Жадные ради наживы сделают то, на что не решатся умные и смелые.
А глупые не боятся умирать. Это, конечно, цинично, но во многом верно:
при найме (не только на войне, но и в мирное время) людей необходимо
соблюдать правильный баланс и не бояться нанимать очень разных людей.
Особенно, если речь идет о работе в стартапе, ограниченном в средствах и
не имеющем права на ошибку.
Стартап Hipclub.ru находится на стыке двух рынков: интернета и
туризма, что несколько усложнило задачу. Эти рынки кардинально
отличаются друг от друга по ряду критериев и работающих в них людям.
Интернет - перегретый рынок, с сопутствующими иллюзиями и завышенными
ожиданиями, мегабрендами вроде "Яндекса", где все хотят работать,
хорошо финансируемыми новыми стартапами с не всегда адекватными
зарплатами. Люди либо фонтанируют энергией и идеями и хотят неоправданно
много взамен. Либо уже успокоились и больше озабочены собственными
benefits, а не интересными задачами. Им кажется, что если все в сети
развивается и меняется стремительно, то и они могут очень быстро
построить головокружительную карьеру (и такое случается). Искать людей с
необходимой квалификацией в таких условиях сложно - часто гораздо
эффективнее взять новичка и всему научить.
Туризм - совсем другое дело. Эта сфера в России всегда была
стабильной и скромной: сотрудники в ней зарабатывают мало и всегда будут
зарабатывать мало, добравшись до определенного "потолка". Никаких
стремительных взлетов, никаких миллионов в перспективе, и это,
безусловно, формирует скромность в ожиданиях. Но есть одно большое "но":
люди, как правило, не то что звезд с неба не хватают, а консервируются в
тетушек уже к 23 годам. И расшевелить их очень сложно. Поэтому и здесь
мы искали сотрудников без профильного опыта.
Если же говорить о стартапах в целом, то можно выделить несколько
правил поиска и найма людей, которые путем проб и ошибок выработали мы:
1) Не нанимать "звезд". Сейчас существует мода брать на работу
"специалистов №1", платить им большие деньги (девать-то некуда!), а
потом хвастаться ими - и совершенно необоснованно. Как правило, звезды,
которые у всех на виду, которых цитируют "хомячки" в Facebook, сильно
переоценены и уже не очень инициативны. Если нужны, например, контакты с
отелями - тогда, возможно, надо искать людей, которые всех знают. В
этом случае покупается не звездность, а база контактов человека. Но и
это не всегда срабатывает. Мы как-то взяли человека, который всех знает,
вот только он не очень-то хотел работать. Сидели, часами придумывали
для него системы мотивации, но ничего не получилось. И человек в итоге
ушел сам, потому что созрел сидеть и руководить, социальные сети читать в
рабочее время, иметь подчиненных и хороший образ жизни, а не фигачить с
утра до ночи. И самыми эффективными оказались люди, не знавшие о
туризме ничего до прихода к нам.
2) В интернет-маркетинг можно и нужно брать людей без опыта.
Разобраться с "Яндекс.Директом" или SEO может каждый, это не ядерная
физика. Нужен просто человек, у которого есть мозг (кстати, редкость) и
мотивация (встречается не чаще). Но найти таких людей оказалось проще,
чем "опытных специалистов", качество и мотивация которых нас бы
устраивали. Мы попытались часть работы отдать на аутсорсинг в
специализированные компании. И с удивлением обнаружили, что в ряде
вопросов наши сотрудники за несколько месяцев разобрались глубже, чем
они. И клик нам обходится на 20-50% дешевле того минимума, который
специалисты-аутсорсеры готовы предложить.
3) Не пытаться искать во всем похожих на себя людей. "Ах, мы такие
прикольные и творческие, хотим собрать вокруг себя таких же милых", -
это не про организацию процесса. Во-первых, скорее всего, похожих на
себя людей в нужном количестве вы не найдете. Во-вторых, зачем всегда
искать в соискателе схожесть с собой, если вам нужен хороший бухгалтер
или сисадмин?
4) Брать "фриков" в хорошем смысле этого слова. Кто-то хочет 4 раза в
год ездить серфить, кто-то не может проснуться раньше полудня, кто-то
на 20% покрыт татуировками (кхм... не тюремными...). Немногие
организации готовы адаптироваться к таким людям. Если проявлять гибкость
и понимание, можно получить отличных лояльных членов команды.
Внимательное отношение к странностям и потребностям человека - это
вообще очень важно. У нас есть сотрудник, который всем хорош, но
хронически опаздывал. Мы придумали сдвинуть ему рабочий день на час
вперед, потом еще и еще: сейчас он работает с 13:00 до 21:00, и все
довольны. А из любого другого места его бы выгнали.
Желание работать, лояльность и мозг в необходимом для данной позиции
количестве - теперь для нас почти единственные критерии, в остальном мы
готовы искать компромиссы. Так мало компаний, которые по-настоящему
лояльны к своим сотрудникам, что из этого достаточно легко сделать
серьезное конкурентное преимущество на рынке труда.
Напоследок хочется еще раз процитировать Сунь-Цзы. Вроде пафосно и
банально, но удивительно, что так мало компаний применяют эту простую
истину на практике: "Относитесь к солдатам, как к своим детям, и они
пойдут за вами хоть в самое глубокое ущелье. Заботьтесь о них, как о
любимых сыновьях, и они будут верны, даже если это грозит смертью".