Вы думаете, что без вечной спешки и цейтнота сегодня не прожить?
Французский психолог Катрин Леже считает, что в таком случае вы просто
не умеете организовать свою жизнь и правильно распределять силы,
советует, как этому научиться.
Ставьте цели и сроки
Наиболее распространенная ошибка, из-за которой мы попусту тратим
время и силы, – отсутствие четко поставленной задачи. А главное условие
успеха любого дела – это четкая цель. Поэтому, приступая к работе,
первым делом поставьте себе сверхзадачу, а затем определите
промежуточные пункты выполнения намеченного. Составив план деятельности,
сосредоточьтесь на самом важном и срочном. Не позволяйте своему
вниманию рассеиваться по мелочам. Концентрация на главном поможет быстро
справиться с важными делами и получить удовлетворение от работы. Вот
тогда-то можно приступать к очередной задаче. А если все время понукать
себя и работать только из чувства долга, то и до нервного срыва
недалеко.
Следующее непременное условие успешной деятельности – четко
определенные реальные сроки выполнения работы. Старайтесь придерживаться
их неукоснительно. Тогда вы избежите "завалов", спешки и низкого
качества своего труда. Ни в коем случае не откладывайте намеченных дел
на завтра. Это не значит, что вам вовсе нельзя отвлечься. Но
постарайтесь сделать "передышку" максимально полезной и разумной. Если
вы устали, не спешите сесть перед телевизором, а лучше прогуляйтесь по
парку с любимой собакой, с детьми, прокатитесь на велосипеде. Так вы
быстрее восстановите баланс сил и вернетесь к делу.
Заведите ежедневник
Приучите себя записывать план предстоящей работы и все заслуживающие
внимания мысли по этому поводу. Держите под рукой справочники и записные
книжки, где у вас находятся нужные номера телефонов и адреса. В ходе
работы нередко возникают досадные помехи, например, вас могут отвлекать
телефонные звонки. Научитесь быть решительными и не увязайте в
бесконечных телефонных беседах, которые не имеют отношения к делу.
Тактично дайте собеседнику понять, что вы заняты или находитесь в
цейтноте. Если вопрос, по которому вас решили побеспокоить,
действительно важный, то пообещайте собеседнику перезвонить, согласуйте
удобное время и обязательно сделайте это. А чтобы не забыть, отметьте
обещанный звонок в ежедневнике или в записной книжке.
Берите тайм-аут
В каждой деятельности нужно придумывать для себя отдушины, или, как
называют их психологи, эмоциональные подкрепления. Особенно важны
положительные эмоции при выполнении монотонной и незаметной работы.
Проверяя тетради детей или перемывая посуду, включите любимую музыку. А
орудуя пылесосом или щеткой, представьте себе, что занимаетесь
гимнастикой. В любой, даже неприглядной на первый взгляд работе ищите
приятные, радостные моменты. Не последнюю роль в этом играет организация
рабочего места: свободный рабочий стол, где все под рукой, светлая
аккуратная комната, гармоничное сочетание удобства и пользы.
Чтобы мелочи не раздражали, а создавали чувство комфорта, нужно
определить для них 1–2 постоянных места. Неприятно, когда, забыв, где
лежат очки или телефонная книжка, вы мечетесь по всему дому и в конце
концов теряете душевное равновесие, необходимое для хорошей работы. То
же касается и выхода на улицу: ключи, косметичка, проездной, документы
всегда должны лежать на одном и том же, причем легко доступном месте.
Точность – вежливость королей
Возьмите за правило быть пунктуальной. Прежде чем приступить к
работе, уточните: что, когда и где нужно сделать. Если вы систематически
опаздываете на занятия или на службу, или, наоборот, приходите слишком
рано, то таким образом вы не только теряете массу времени и сил, но и
утрачиваете свою профессиональную репутацию. Также вам совершенно
необходимо научиться слушать собеседников. Как правило, это помогает
получить исчерпывающую информацию из первых уст и без лишних временных
затрат.
Для экономии времени и лучшего выполнения запланированного полезно
использовать любые возможности. Например, в моменты ожидания, во время
поездок и прогулок старайтесь как можно лучше подготовиться к
предстоящей работе, продумать все ее детали. Это позволит сократить
время исполнения задачи и улучшит результат деятельности.
Отдыхайте с умом
Научитесь сбрасывать стресс – это тоже экономит время: вы не
потратите рабочий день на переживания по поводу того, как "войти в
колею". При любой возможности, в транспорте, в очереди – сядьте,
закройте глаза, дышите медленно и глубоко, делая очень длинный выдох.
Представьте себя на берегу моря, в сосновом лесу, среди цветущего луга.
После работы полезно принять теплую ванну с морской солью и
ароматическими маслами. Важно также уметь отвлекаться от рабочих
проблем, отключаться от них дома. Найдите время для общения с детьми,
подругами.
Не будьте расточительны в трате своего свободного времени. Выбирайте
досуг, который помогает восстановить силы и улучшает настроение, но не
расслабляет "до потери пульса". Строже относитесь к выбору
просматриваемых фильмов, к чтению книг, к компаниям, в которых проводите
досуг. Если вы заняты сидячей работой, то отдыхайте активно: неплохо
заняться специальной гимнастикой, плаванием, сделать массаж. Очень
благотворна смена деятельности в течение дня. Проще всего вставать
немного раньше обычного и пройтись 10–15 минут пешком.
Приучите себя к определенному распорядку дня, это повысит рабочий
настрой. К тому же вы начнете с уважением относиться к своему и к чужому
времени. Тогда вы с удивлением обнаружите, что в сутках на несколько
часов больше, чем вы думали, и планы на будущее перестанут вас пугать
своей несбыточностью.
Интересно
Если вам приходится много работать, учтите, что вы в этом совсем не
одиноки. В развитых странах специалисты говорят уже об эпидемии
переутомления на работе. Например, в Америке более 40 часов в неделю
работают 45% жителей, в Японии – около 70%. Именно такими усилиями
обеспечивается тот высокий жизненный уровень, о котором многие из нас
мечтают. Большинство жителей Америки, Канады, Германии, Англии считают
работу главным источником стресса в своей жизни. Впрочем, медики
уверены, что небольшие и нерегулярные стрессы даже полезны для нервной
системы. А вот стресс средней силы, но хронический (действующий в
течение двух и более лет), вполовину снижает устойчивость защитных сил
организма.
|