В кризис многим топ-менеджерам пришлось переоценить
ценности и по-новому расставить приоритеты.
И, пожалуй, один из
основных итогов кризиса на рынке труда — у руководителей высшего звена появилась новая мотивация.
Если еще пару лет назад на первом месте у подавляющего числа
топ-менеджеров были деньги, то сейчас руководители стали больше думать о
самореализации, публичности, возможности создать серьезный проект с
нуля и пр.
"Исчезли ненужные амбиции. Люди интересуются тем, какая задача перед
ними ставится, думают о развитии, они не хотят сидеть без дела", —
говорит руководитель департамента рекрутингового агентства Cornerstone
Елена Богомолова. Forbes нашел трех менеджеров с разной мотивацией,
удачно сменивших работу в кризис.
"Представьте, что вы увлекаетесь каким-нибудь видом спорта и у вас
есть кумир. И вдруг оказывается, что вы вместе работаете, — говорит
бывший инвестиционный банкир Родион Тухватулин. — Раньше об этом можно
было только мечтать, но такое случилось со мной". В конце весны 2008
года он сменил должность директора отдела в "Ренессанс Капитале" на пост
исполнительного директора Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), а
председатель совета директоров КХЛ — звезда советского хоккея Вячеслав
Фетисов.
КХЛ — коммерческий проект, создан по аналогии с североамериканской
NHL при активной поддержке "Газпрома" для проведения открытого
чемпионата России (с участием команд из Белоруссии, Латвии и
Казахстана). Собственно самой КХЛ весной 2008-го еще не было.
Участвовать в ее создании Тухватулину предложил зампред правления
"Газпрома" Александр Медведев, президент КХЛ.
Пару месяцев Тухватулин занимался КХЛ в свободное от основной работы
время, но вскоре понял, что хоккей поглотил его целиком, и написал
заявление об увольнении. Доходы существенно упали, но Тухватулин
говорит, что это его не сильно беспокоит. "Зато я приобрел другой стиль
жизни, удивительный круг общения. Спорт — это как шоу-бизнес, здесь
присутствует публичность, яркость", — объясняет он.
После окончания первого сезона КХЛ, летом 2009 года, Тухватулин,
выполнив все обязательства перед руководством лиги и удовлетворив
страсть к публичности, загрустил. И тут ему позвонил исполнительный
директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко, предложив место
своего заместителя (президент федерации биатлона — Михаил Прохоров,
участник "Золотой сотни" Forbes, №2, $13,4 млрд). Сейчас Тухватулин
курирует в Союзе биатлонистов международные отношения, медицинское
обслуживание спортсменов, занимается проблемами допинга. А еще пытается
заключать контракты со спонсорами и телевизионщиками. "Когда что-то
получается, драйв сравним с закрытием крупной сделки", — говорит
Тухватулин (прошлое инвестиционного банкира дает о себе знать).
Александр Красавин, бывший генеральный директор группы "Русские
инвесторы", умеет вести сложные переговоры. Это качество пригодилось ему
в кризис, когда пришлось выбивать долги. В конце 2009 года Красавину
удалось договориться практически со всеми эмитентами облигаций,
купленных "Русскими инвесторами", и партнерами-заемщиками о новом
графике погашения задолженности, но условия не понравились акционерам
группы. "Акционеры "Русских инвесторов" хотели работать с заемщиками на
первоначальных условиях и не желали идти на уступки", — вспоминает он. И
Красавин решил покинуть компанию.
И вскоре сменил роль кредитора на роль заемщика, заняв весной 2010-го
пост гендиректора группы "Коперник" (объединяет агентство недвижимости
МИАН, компанию "Телеком-24" и другие активы). К этому моменту долги
группы достигли $300 млн, большинство кредитов не обслуживалось, объекты
недвижимости находились в залоге.
Красавин быстро оценил данные ему широкие полномочия (в "Русских
инвесторах" каждый его шаг контролировали акционеры). Для начала он
полностью сменил руководство управляющей компании и дочерних фирм. На
год Красавин отказался от выходных, а в будни, как говорит, работал до
полуночи. На горизонте маячил привлекательный приз — возможность стать
партнером (в "Русских инвесторах" партнерство ему не предлагали). "У
меня были сомнения, что все получится: рынок стоял, продать объекты было
невозможно, — вспоминает Красавин. — Я в прошлом — музыкант, и в любом
процессе мне необходима креативность, от всего нужно получать
удовольствие".
За год компания под его руководством избавилась от непрофильных
активов — фитнес-центров, ресторанов и агентств консьерж-услуг. В группе
остались девелопмент и управление недвижимостью ("Коперник"),
риелторский бизнес (МИАН), разработки в строительстве (ЦНИИПСК им.
Мельникова) и телекоммуникации ("Телеком-24"). Компания договорилась с
кредиторами, часть долгов была погашена, а сам Красавин реализовал
опцион и теперь владеет долей в группе "Коперник" вместе с основным
владельцем Александром Сенаторовым.
На неожиданный звонок хедхантеров из Лондона Яна Песоцкая собиралась
ответить отказом. Весной 2009 года она работала гендиректором компании
Retail Profile Russia, сдающей в аренду небольшие площади в торговых
центрах. Песоцкая привыкла к свободному рабочему графику в некрупных
фирмах, где все проблемы можно быстро решить без лишних формальностей.
Предложение хедхантеров было совсем другого рода. "У меня
антрепренерский склад характера. Я сомневалась, смогу ли вписаться в
корпоративную культуру крупной корпорации и будет ли интересно, —
говорит Песоцкая. — Но когда услышала про Burger King, серьезно
задумалась". Впервые компания такого масштаба предлагала ей не просто
работу, а запуск проекта в России.
Через месяц Песоцкая приняла предложение и на полгода погрузилась в
изучение рынка и общение с руководителями региональных подразделений
Burger King. Она пыталась выяснить, насколько свободна будет в принятии
решений. "Я поняла, что свой антрепренерский дух мне придется несколько
усмирить, но отнеслась к этому спокойно", — говорит Песоцкая. В октябре
2009 года она начала работать на новом месте.
Помимо масштаба задач Песоцкую привлекла возможность длительного
трудоустройства — перспектива 5–10 лет, ведь прежде все ее проекты в
сфере недвижимости и розничной торговли были сравнительно короткими.
"Мне уже не хочется менять один проект за другим", — говорит она.
За год работы Песоцкая вместе с пятью штатными сотрудниками открыла в
Москве и области, а также в Петербурге девять ресторанов Burger King
(корпорация работает исключительно с франчайзи). В ее компетенции —
контроль за соблюдением стандартов в ресторанах, открытие новых точек,
рекламная поддержка бренда и организация поставок продуктов.