Президент
американской тренинговой компании Leadership Development Дэн Бобински
предложил пять правил "кого не стоит принимать на работу". Первый пункт в
этом списке – "Не нанимайте родственников", второй – "Не нанимайте
друзей" и третий – "Не нанимайте ни родственников, ни друзей ваших
сотрудников". Однако и у нас, и на Западе пренебрегают добрыми советами
Бобински.
Считаете, родной человек на работе – это гарантия покоя? И прикроет, если надо, и плечо подставит? Конечно! И ножку…
Трудятся вместе, скажем, два брата.
Сначала хорошо трудятся, слаженно – просто с детства привыкли что-то
делать на пару. А потом вдруг начинают ссориться – просто с детства
привыкли конкурировать друг с другом. Младший стремится доказать
старшему свой профессионализм, право на независимость в принятии
решений. И не дай бог, если оба – "с гонором"; и не дай бог, если
начальство отличит младшего. Старшему будет тяжело отказаться от
привычной роли покровителя. Что получится? Скорее всего, он перестанет
помогать брату либо даже примется мешать ему, досаждая придирками и
втягивая в конфликт окружающих. Хотя, возможно, здравый смысл
возобладает…
Теперь представьте, что братьев рекомендовали вы. Или того хуже, парни – еще и ваши племянники. Оно вам надо?
– С приемом вашего подопечного на работу
начинается самое главное, – говорит Наталья Перепелица, заместитель
генерального директора по персоналу ЗАО "Мосзарубежстрой". – После
каждого его неудачного шага, поступка, идеи кто-то непременно скажет или
подумает: "а это человек вот той (того)…". Придется держать на
неусыпном контроле производительность труда и трудовую дисциплину такого
кадра. Он – это теперь и мнение о вас. Поэтому раз уж рекомендовали
человека, то почаще интересуйтесь его успехами. Никакого спуска! Только
когда вы будете уверены, что проблем нет или их ничтожно мало, то
сможете расслабиться.
В подтверждение своих слов Наталья
приводит пример из собственной практики. На встрече одноклассников лет
10 назад она рассказала, что работает начальником отдела кадров. Тогда
один из друзей попросил: "Возьми на работу мою младшую сестру – она
будущий юрист, а у тебя будет как у Христа за пазухой". Что ж, назначили
встречу. На первый взгляд девочка показалась смышленой, знала
компьютер, училась на вечернем, 4-й курс. "Для нашего уже не очень
молодого юрисконсульта – отличный помощник", – подумала Наталья и
похлопотала перед директором.
На деле все оказалась далеко не так
замечательно. Девица оказалась с ленцой. Ужасно, но ее руководитель
терпел очень долго, а в один день вдруг обрушил на HR-а ворох претензий к
ее "протеже". Результат? Девочку пришлось уволить, одноклассник
общается сквозь зубы, пожилой юрисконсульт долго читал нравоучения по
поводу профессиональной безграмотности рекрутера…
Директор департамента по работе с
персоналом и социальной политике ОАО "НОВАТЭК" Андрей Бахарев не считает
рассказанную историю такой уж драматичной. По его мнению, здесь вопрос
не в обстоятельствах, а в том, как к ним относиться.
– Рекрутер не должен брать на себя
ответственность за поведение или за результаты работы сотрудников, –
считает Андрей. – В конце концов, решение о найме принимают руководитель
компании, линейные менеджеры и эксперты (то есть в данном случае
директор и юрисконсульт). "Работу" над личностными и профессиональными
качествами подчиненной должен был вести упомянутый юрисконсульт, а вовсе
не начальник отдела кадров. Соответственно, не нужно было принимать на
свой счет критику о неправильном найме.
И все-таки, что делать, когда родные или
близкие настаивают на вашей помощи в трудоустройстве и отказать им нет
никакой возможности?
– Во-первых, избавьте людей от иллюзии,
что принимаете решение именно вы, – советует Наталья Перепелица. –
Отвечайте на их просьбы решительно: "Я могу только организовать встречу,
собеседование. Решение будет принимать руководитель". Во-вторых,
заранее переговорите с начальником и заручитесь его честным словом, что к
кандидату, который придет на собеседование, он будет подходить
непредвзято. И, в-третьих, важно "застолбить" для протеже неприятие
уникальности или звездности. Никаких "тетя Наташа", никаких "если что,
заходи – я помогу", никаких "как там мой?" Относиться к своему знакомому
ровно, как со всеми или почти как со всеми – сложно, но реально.
Родня родне рознь. Положим, собственной
вы категорически не помогаете, но у генерального директора фирмы
(акционеров, друзей акционеров) тоже есть братья-сестры,
дяди-племянницы, жены-дети. И вот первое лицо компании дает распоряжение
принять на работу "своего".
Само собой, пожелания первых лиц в таких
случаях особо не пообсуждаешь. Да, в общем-то, и паниковать сразу ни к
чему, если только заранее не известно, что VIP-новобранец – не подарок.
Опыт показывает, что "семейственность" на высшем уровне отнюдь не всегда
ведет к тотальному разгильдяйству "в верхах". Немало есть и
положительных примеров, когда Родственник стремится не ударить в грязь
лицом, показывает хорошие результаты, как бы логически подтверждая
своими успехами ранг семьи.
Между прочим, "свой" может оказаться
вовсе не Родственником. Например, когда распоряжение акционеров о
трудоустройстве вызвано просьбой одного из "старых" сотрудников компании
принять конкретного кандидата на работу в одно из подразделений
компании. И все-таки, как реагировать кадровику на приказ руководства?
Дмитрий Шлянчак, директор по развитию и обучению группы компаний
"Диксис", рекомендует:
– Во время передачи распоряжения о
приеме "свояка" стоит уточнить у первого лица условия трудоустройства.
Часто это помогает сориентироваться в действиях. Не скрою, в отдельных
случаях кадровику иногда приходится брать на себя функцию организатора
предварительного разговора с сотрудниками о приходе нового человека. При
таком подходе, как правило, событие не сопровождается активной
конфронтацией со стороны персонала.
Однако в жизни полно и негативных
примеров. Как это бывает и что можно предпринять, если до вас дошла
информация касательно пагубной для компании деятельности "нашего
родственничка"? Для начала следует разобраться, от кого исходят основные
жалобы, в чем их суть и насколько объективно мнение по данному поводу.
Проблема возникает на уровне
взаимодействия с другими начальниками? Шанс повлиять на ситуацию есть!
Если она реальна и видима невооруженным глазом: отрицательно влияет на
бизнес-процесс, мешает работе каких-то отделов или препятствует
продуктивному взаимодействию. Но намного проще дело обстоит, когда
"родственничек" занимает должность в подчинении, потому что он управляем
и контролируем.
Допустим, "защита" в виде высшего
руководства закрывает глаза на то, что работа ставленника не оправдывает
возложенных надежд. Поможет детальный, а главное, убедительный отчет
линейного менеджера (прямого начальника) о том, какие перспективы ждут
отдел или организацию с данным сотрудником. Что в таком случае делать
кадровику? Ксения Литвинова, менеджер по персоналу компании "ITV –
Интеллект. Технологии. Видео", советует изучить все аспекты работы
"родственничка", мнения о нем сотрудников, начальников и создать для
себя картину объективных показателей эффективности деятельности этого
человека. Желательно попросить менеджера предоставить точные фактические
или цифровые данные. И ни в коем случае не углубляться в оценку
профессионализма (особенно, если эта деятельность вам незнакома). Наше
дело – помочь прямому начальнику выстроить изложение фактов
непродуктивной работы сотрудника для вышестоящего руководства и, если
потребуется, поддержать данное заявление.