По сути, мы выбираем профессию в
несознательном возрасте, а став старше и поумнев, часто уже не можем
переиграть: новый диплом — это лишние время и деньги. Но можно сделать
карьеру и без профильного образования, главное — правильная профессия.
Появляется все больше позиций, где требуется опыт, а не профильный
диплом. Что это — шаг в будущее?
Сегодня хорошее образование — это первый
шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты
вкладывали разный смысл в определение "хорошее".
В нашей стране образование всегда
ценилось, за исключением, пожалуй, начала 90-х годов, когда возможности
заработать быстро и легко, которые давала экономика, кружили молодым
людям головы и заставляли отказываться от обучения. Зачем тратить время
за партой, ведь преуспеть, если ты умен и предприимчив, можно было и
так. И многим это удавалось. Однако уже к середине 90-х годов конкурс в
вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом, "корочка". И при
приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то
не всегда) на навыки и опыт.
Но в последние годы тенденция
поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и
количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.
Постепенно начала формироваться еще одна тенденция — профиль образования
должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием
уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до
маркетолога. Кризис
последнюю тенденцию только усилил. Столкнувшись с огромным количеством
некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и
справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и
отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие
профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в
жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой
позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке
профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от
соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?
Во-первых, это административные
должности. К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные
помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные
директора и т. п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру
в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или
финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди
требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует
требование по образованию.
Во-вторых, это профессии, связанные с
интернет-бизнесом. Это так называемые "профессии будущего". Здесь
профильное образование не столь критично. Например, сегодня одна из
самых востребованных позиций — руководитель интернет-проекта. И человек
здесь может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в
процессе работы. Единственное, что требуется, — это знание
интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети.
Специалист по оптимизации поисковой системы. Трафик-менеджер.
Специалисты по различным видам digital-коммуникации через интернет. Сюда
же стоит добавить и креативные специальности.
И в первом, и во втором случае, важен
опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все
необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем,
так как сама возможность получить профильное образование отсутствует.
Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных
специалистов, но потребность у рынка
и у компаний есть, следовательно, берут людей и обучают их на месте.
Интернет-специальностям пока нигде не обучают, есть только отдельные
курсы.
В-третьих, работодатели не интересуются
наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия
(качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личных
качествах сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по
обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей — это ориентация
на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и
способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. В вузах
этому не учат. Действительно, отечественная система образования
направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека.
Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие
навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать.
Это проверяется только практикой.
В-четвертых, профильное образование пока
еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь
ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media
manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и
поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания
приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и
маркетолога ситуация обстоит иначе. Для первой требуют если не
профильное, но смежное образование. Желательно, чтобы у PR-менеджера
было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не
менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при
этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное
образование не важно.
А вот требования к маркетологам в
последнее время ужесточились. Для маркетологов профильное образование
долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов
начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие
крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять
передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов
профильная специализация становится критичной. По большому счету без
профильного маркетингового образования сейчас могут работать
бренд-менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.
Если отбросить профессии, завязанные на
личных качествах кандидата, то оставшаяся половина профессий, не
требующих профильного образования, — это профессии, которые недавно
появились и еще только формируются, профессии будущего, или те, которые
раньше, буквально лет десять назад таковыми были, а сейчас сдают
позиции.
Процесс формирования и закрепления
профессии происходит буквально на наших глазах. Появившиеся в 90-е годы
маркетолог, PR-менеджер, HR-менеджер — самые яркие тому примеры. В самом
начале компании брали менеджеров, ориентируясь только на личные
качества, опыт, профиль диплома был не важен, важно было только его
наличие. Но постепенно ситуация менялась: рынок
и общество реагировали на спрос, появлялись специализированные
программы и профильное образование. А сегодня мы видим последний этап —
должность должна соответствовать профилю диплома.
Раньше для HR-менеджера не требовалось
профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не
изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые
окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более
осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом
обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное
образование — это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут
людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании
диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты,
дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в
графе требования к кандидату появляется строка "профильное образование".
Так произошло с профессией HR-менеджера. В целом этот процесс занимает
пять-десять лет".
Новые технологии, новые условия, новые
возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним
нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным
профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные
менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома,
создадут требования и стандарты профессии.
|