В руководстве компаний, которые успешно преодолевают экономический кризис, все больше женщин.
Международный экономический кризис стал жестоким ударом по амбициям предпринимателей. Многое теперь приходится начинать практически с нуля. Как на
высокодоходных рынках, так и в среднем секторе появляются новые
компании-лидеры. Прежние остаются на плаву, только если решились на
серьезные перемены. Присмотревшись к новым фаворитам, легко заметить,
что в условиях кризиса более востребованными в бизнесе оказались
качества, присущие… прекрасной половине человечества. Их представленность
в топ-менеджменте успешных компаний растет на глазах. Как ни странно,
бизнес-леди быстрее своих коллег-мужчин адаптировались к экономическим
проблемам. Психолог Вячеслав Гусев, специализирующийся на консультациях
для бизнесменов, причину этой любопытной тенденции видит в особенностях
"женской энергии": "Дело в том, что мужчины всегда эффективнее, когда
нужно поддерживать и развивать проект. А вот если требуется начинать
проект с нуля после провала, родить новое, — женская энергия гораздо
сильнее. Собственно, в мужчинах эта живая энергия тоже есть. Когда я
работаю с бизнесменами, изо всех сил стараюсь именно ее в них
расшевелить".
Разложить такое туманное психологическое определение, как "женская
энергия", на бизнес-категории непросто. Но вполне возможно. Тем более,
речь идет о качествах, которые возможно развить в себе и мужчинам,
желающим быть успешными в нынешних нелегких кризисных условиях. Просто в
бизнес-леди эти качества уже заложены природой.
Адаптивность: время для новых ценностей
Умение быстро адаптироваться к новым условиям — обязательное
требование к современному предпринимателю в Украине. Прежде чем изменить
приоритеты в развитии компании, ее руководитель должен измениться сам.
Временный администратор Надра Банка Валентина Жуковская признается, что
каждый день заставляет сначала себя, а затем и всех своих подчиненных
закрыть негативную страницу в истории банка и открыться для новых задач:
"Женщины менее консервативны, чем мужчины, всегда открыты новому.
Поэтому они проще реагируют на временные трудности. В адаптации к
трудностям женщинам очень помогают коммуникативные способности. Они дают
возможность легче мотивировать и заряжать позитивом".
Психологическая адаптация к условиям кризиса потребовала от
предпринимателей сначала расстаться с иллюзиями, а затем принять новые
нормы и ценности. Еще два года назад в деловых кругах главным ориентиром
была капитализация бизнеса. Ради этой цели хозяева компаний обрастали
долгами и смело запускали рискованные проекты. К сожалению, многие из
бизнесменов до сих пор мыслят старыми категориями, делая ставку на
возможность купить какой-то объект подешевле, завернуть в яркую обертку и
продать подороже. И только тот, кто адаптировался к новым условиям и
попытался понять новые посткризисные ценности, сейчас делает упор на
качество товара или услуги при обязательном снижении их себестоимости.
Боязнь неизвестности: время находить ответ на вопрос "а что завтра?"
Так уж устроила природа, что женщины традиционно больше мужчин
переживают по поводу завтрашнего дня. В них просто меньше
самоуверенности. В условиях стабильного развития экономики страны это
качество характера, возможно, чаще вредит, чем помогает. Но когда грянул
кризис, разве в первую очередь он наказал не тех, кто был излишне
самоуверен? Похоже, именно заложенное природой беспокойство женщин по
поводу будущего дает им сегодня прекрасные возможности для успеха в
бизнесе. Хозяйка успешной киевской автошколы для женщин, Ольга
Байбородина, не скрывает: очень боялась, что долго не удержится на
работе автоинструктора в окружении мужчин, и именно поэтому решила
открыть собственное предприятие. Теперь, обучая женщин-клиенток, она
понимает их страх перед неизвестностью, когда те садятся за руль, и
старается не ругать за ошибки, а хвалить за достижения. "Мужчины более
склонны к оседлости. Они составили себе цену, получают свою ставку и
радуются жизни. Женщины же постоянно стремятся вверх. Они чаще мужчин
задают себе вопрос: "да, я хороший специалист, и что дальше?" — говорит
Ольга.
Важный нюанс: в условиях кризиса востребованной оказалась не сама
боязнь неизвестности, присущая женщинам, а их стремление от этой боязни
избавиться. Находя ответ на свой вопрос по поводу завтрашнего дня,
успешные бизнес-леди, сами того не замечая, создавали перспективные
жизнеспособные проекты. Казалось бы, после этого самое время обрести
уверенность в себе и успокоиться. Но они снова спрашивают себя "что
дальше?" и продолжают поиски ответа насчет завтрашнего дня.
Интуиция: время отбросить второстепенные аргументы
Если есть что-то, в чем мужчины всегда уступали "слабому полу", то
это интуиция. Как представительницам прекрасного пола удается
чувствовать, какое решение правильное, — вечная психологическая загадка.
Но спорить с очевидным фактом бесполезно. В период экономического
кризиса многие компании, возглавляемые женщинами, устояли именно
благодаря интуиции своих руководительниц. "В каждой женщине есть талант
актрисы и дипломата, но только интуиция позволяет улавливать моменты,
особенности, обстоятельства, которые позволяют ей воздействовать на
собеседника, — делится секретами успеха Людмила Дрыгало, выпускающая
продукты питания под фамильной торговой маркой. —У каждой женщины есть
эти качества. Они отличают нас от мужчин. Конечно же, мы их используем. А
почему нет, если это помогает нам достигать целей? Я больше доверяю
интуиции, нежели анализу. Бывали моменты, когда меня засыпали аналитикой
и фактами — и я поддавалась. Действовала вопреки своему внутреннему
голосу. Как правило, потом об этом жалела".
Весьма распространенным является стереотипное мнение о том, что
интуиция не имеет никакого отношения к логике. Особенно если эта логика —
женская. На самом деле подсознательный анализ зачастую именно потому и
эффективнее, что отбрасываются аргументы и факты, не имеющие реального
значения. Другими словами, в анализе принимает участие чистая логика, не
отвлеченная навязанными мнениями. Естественно, когда грянул кризис,
было легко запутаться. По большому счету даже ученые до сих пор не особо
продвинулись в поисках ответа на вопрос о правильных путях выхода из
глобального экономического спада. В этих условиях интуиция стала
союзником не одного успешного предприятия.
Эмоциональность: время выпустить пар
Женщины, которые не противятся своему естеству (то есть не пытаются
во всем походить на мужчин), не стесняются плакать. Они искренне
расстраиваются из-за неудач, выплескивая эмоции сразу, не сдерживая и не
пряча их глубоко в душе. Гора неприятных новостей, которая вместе с
кризисом обрушилась на предпринимателей, способна разрушить любую, даже
самую устойчивую психику. Но только при условии, если не давать выход
искренним переживаниям. Глава Госкомитета по вопросам
предпринимательства Александра Кужель — одна из самых эмоциональных
фигур в украинской политике. Несмотря на блестящую карьеру, она любит
"смачно" пожаловаться на ущемления со стороны мужчин. Правда, делает это
исключительно в общении с самими мужчинами: "У нас в стране женщина не
имеет права быть умной и красивой. В мужском понимании может быть что-то
одно. Если она красивая, ей простят то, что она дура. Если умная —
прощают то, что страшная. Тех, кто одновременно умен и красив, у нас
почему-то ущемляют". Говоря эти слова, Александра, как правило, тут же
получает комплимент насчет ума и красоты.
Эмоциональность — спорное достоинство, если дело касается деловых
вопросов. Но если негативные эмоции на пике кризиса выпущены, легче
успокоиться и начинать проект с чистого листа. И практика показала, что
бизнес-леди в этом отлично преуспели.