Представьте себе, что вызывает вас к себе начальник и дает такую вводную:
«Вы направляетесь работать в подразделение, имеющее
самые худшие результаты по всей компании. В подразделении высока
разобщенность и конфликтность, но, в то же время, любое руководство
также воспринимается крайне негативно и, если в чем коллектив и
проявляет единодушие, так это в различных формах саботажа и
противодействия начальству. О лояльности компании говорить не
приходится, умышленная порча имущества - обычное дело. Кроме того,
мотивация сотрудников ужасающе низка, свои должностные обязанности они
воспринимают как крайнюю форму надругательства над их личной свободой, а
топ-менеджмент считают чуть ли не надзирателями, достойными, в лучшем
случае, презрения.
Ваша задача - сформировать работоспособную команду,
повысить производственные показатели, вывести данное подразделение из
кризисного положения.
Ограничения - вы не можете управлять финансовыми
составляющими мотивационной схемы; плохая ли, хорошая ли, но она не
подлежит обсуждениям. Кроме того, вы не имеете права увольнять никого
из имеющихся работников, это также не обсуждается. Ну и конечно,
никаких угроз, запугиваний и прочих ужасов быть не должно, мы не на
диком западе. В общем, ясна вам задача? Выполняйте! Да, кстати, о вашем
гонораре. Он составит, ни много, ни мало, ровно две тысячи в месяц.
Рублей, конечно. Ну, в добрый путь!»
Итак, теперь скажите о ваших чувствах! Ну,
нецензурные выражения можно опустить. Что там у нас? Во-первых,
«невозможно работать будучи связанным дурацкими ограничениями по рукам и
ногам», так, во-вторых - «задача не решаема в принципе», ага, и
конечно - «ни один уважающий себя профессионал за такие деньги...»
Отлично! А что вы скажете, если я возьмусь
утверждать, что и задача решаемая и работать возможно, и, более того, я
знаю десятки уважающих себя профессионалов, эффективно решающих
аналогичные задачи именно за названные деньги? Вы принесете мне лед на
голову? Вызовете врача? Конечно, спасибо за вашу заботу, но я не в
бреду. Я действительно знаю таких людей. Впрочем, о них чуть позже.
А пока давайте попробуем прикинуть, сколько бы вам
пришлось заплатить, реши вы пройти специальные курсы, обучающие
работать так же? То есть - в крайне ограниченных условиях и с высокой
степенью эффективности? Учитывая существующие расценки на
бизнес-тренинги, полагаю, что речь должна идти о тысячах долларов! А
если не учиться, а пригласить для решения проблемы сторонних
консультантов, то и о десятках тысяч. Хотя, не факт, что сторонний
консультант возьмется работать при таких ограничениях.
Я же, в свою очередь, возьмусь утверждать, что почти
всю бездну управленческой мудрости вы могли бы приобрести не более чем
за тысячу-полторы. Рублей. И то - в рассрочку. Вот такой вот
парадокс...
Впрочем, довольно интриговать. Пора назвать вещи
своими именами. Наверное, вы будете разочарованы. Рассуждая об этих
легендарных профессионалах, я говорю всего лишь о представителях одной
почетной, но совершенно непрестижной в наше время профессии. Я говорю
об учителях.
И вот тут совершенно напрасно на ваших лицах
появляется разочарование и уныние. Настоящего профессионала отличает, в
первую очередь, способность находить возможности для профессионального
роста практически везде, вне зависимости от того, чем он занимается.
История восточных единоборств изобилует рассказами о том, как тот или
иной мастер сидел под деревом и глядел на поединок кошки и змеи (двух
богомолов, походку пьяненького прохожего и пр.). И вот, поглядев на это
все, он создал свой удивительно эффективный Стиль Кошки (змеи,
богомола, пьяницы и т.д.). Аналогичных историй много и в европейской
традиции, про различных ученых, изобретателей, предпринимателей,
размышлявших над решением той или иной проблемы и увидевших его
(решение) в совершенно посторонних вещах или событиях.
В нашем же случае «вещи и события» не только не
посторонние, а прямо таки даже имеющие прямую и явную связь с предметом
наших профессиональных забот. Итак, чем может нам помочь педагогика в
нашей нелегкой борьбе, то есть, работе с персоналом?
На самом деле, аналогии самые что ни на есть прямые. В
школе - воспитательная работа, в компании - формирование корпоративной
культуры. В школе - мотивация, в компании - мотивация.
Если говорить про корпоративную культуру, то весь
спектр традиционных школьных приемов можно переносить в современную
компанию практически без адаптации. Все эти стенгазеты,
самодеятельность, тематические вечера, походы в кино и театр всем
классом, диспуты, турпоходы, театрализованные представления, спортивные
состязания, тимуровская работа и т.д. и т.п., все это труженики
коммерческой сферы воспримут «на ура» и будет ваша корпоративность
крепнуть, как на эпоксидном клею.
Если говорить про мотивацию - арсенал педагогических
приемов практически исключает материальные формы и крайне ограничивает
мотивацию негативную. Однако то, что осталось, «отцами и матерями»
педагогики было доведено до вершин совершенства. Почитайте Макаренко,
Сухомлинского, Иванова, заменяя «учиться» на «работать», а «ученики» на
«сотрудники». Окажется, что возможности нематериальной мотивации
персонала поистине огромны!
А про оценку, бишь аттестацию, я и вовсе не говорю!
Это ведь основа школьной системы управления знаниями! И педагогическая
мысль проработала это направление очень глубоко, сильно глубже всем
известной архаичной пятибалльной системы. Например, на основе
систематизации учебных задач Толингеровой и Голоушевой можно такие
аттестации разрабатывать, что просто ах.
Как ни крути, задачи, стоящие перед управленцем в
компании и перед школьным педагогом во многом схожи. С той лишь
разницей, что у управленца в руках есть дополнительные инструменты
влияния (возможность смены персонала, материальное стимулирование).
Кстати, оговорюсь - рассуждая о «педагогах» я вовсе
не имею ввиду среднего учителя средней школы, скорее, совокупный опыт
педагогических систем.
Так что, не ищите откровений в семинарах
тысячедолларовых оргконсультантов! Учитесь по настольным книгам
организатора воспитательной работы. А еще - вспоминайте свою школу,
если есть там хоть что-то, заслуживающее воспоминания, да интересуйтесь
у своих детей, коли таковые имеются - «Чем вы там в школе занимаетесь?
Мне это для работы нужно!»